Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучшее взаимодействие с сайтом.
Принять
Blog

О страхах

Страх – это одно из аутентичных (истинных) чувств, которое есть у нас с рождения. Ученые считают, что таких чувств у нас всего четыре, и все они отражают наше состояние в окружающем мире и времени. Есть радость – это ощущение гармонии себя с окружающей ситуации, она происходит в настоящем («все хорошо, я всем удовлетворен, не надо ничего менять»), гнев – обратная ситуация, когда то, что происходит опять же в настоящем, не гармонирует с нашими желаниями («это меня совсем не устраивает!»), печаль – эта эмоция имеет отношение к прошлому и отражает чувство потери чего-то или кого-то, а также невосполнимости этой потери. И наконец, страх – эмоция будущего, отражающая наше отношение к возможным негативным последствиям того или иного события.

Поскольку страх – это эмоция будущего, характерная ее черта - вариантность наступления негативных событий. Иными словами, неизвестно, что будет в итоге, но вполне может быть плохо. Эволюционно, конечно же, страх – это наша защитная реакция, что-то вроде красного сигнала светофора в нашем мозге, предупреждающая о возможной опасности. До появления в природе живых существ высшей нервной деятельности, служил (и служит) фактором защиты, но, как любая архаическая форма защиты, имеет свои недостатки и у существ с развитой высшей нервной деятельностью служит сигналом, требующим внимания и тщательной проверки, ибо может оказаться и «ложной тревогой».

Так, например, лошадь, являющуюся в природе абсолютной жертвой, страх вынуждает в панике бежать с места пастбища при любом подозрительном шорохе. В дикой природе это часто спасает ей жизнь. Но согласитесь, причиняет много хлопот в манеже, когда под Вашим седлом она шарахается от каждой пролетевшей мимо бумажки. Она, к сожалению, не способна понять, что волк не имеет ничего общего с бумажкой и вряд ли появится в манеже. Она действует инстинктивно.

Таким образом, страх – это в основе своей инстинкт. Инстинкт самосохранения. И у человека он, безусловно, присутствует.

Однако, людям свойственна еще и способность к мышлению, логической оценке происходящего «здесь и сейчас». И страх в связи с этим зачастую выступает лишь «красным флажком», призывающим срочно обратить внимание на проблему и оценить ее с точки зрения реальной опасности для индивида. Примитивно и грубо: услышав подозрительный шорох («красный флажок», который, возможно, нас тоже сначала испугает), мы оглядимся, и, поняв, что ее источник – бумажка, вряд ли будем ожидать от нее нападения.

В трансактном анализе структура человеческой личности представлена тремя компонентами:

1. «Ребенок». Архаическая часть психики, вместилище эмоций и чувств. Именно здесь живут наши «люблю – не люблю», «хочу – не хочу», «нравится – раздражает» и тп. Отсюда идет желание и энергия творчества, именно этой частью Вы занимаетесь чем-то с упоением, отдаваясь занятию полностью. Именно эта часть дает нам энергию. Но именно она же очень уязвима и нуждается в защите. Для медиков: считается, что именно для этой части личности задействуется стриопаллидарная и лимбическая системы. Здесь живут все чувства, здесь и рождается страх.

2. «Взрослый». Это как раз та самая часть, которая ответственна за вышеупомянутое мышление и логическую оценку происходящих событий «здесь и теперь».

3. «Родитель». Это социальная часть нашей личности, которая формируется нашими реальными родителями прежде всего, а также социумом. Первоначально родители учат нас как правильно делать то, что можно («Заботливый Родитель»), и чего делать категорически нельзя («Критикующий Родитель»). Со временем, эти разрешения и запреты (заодно с реальными родительскими фигурами) человек как бы запечатлевает в своей структуре психики и принимает как свои собственные установки (психологи говорят, интериоризирует). Именно родителю свойственно утешать ребенка и заботиться о нем, родитель же зачастую и ругает его за непослушание. И именно эта часть нашей личности будет осуществлять «охранительную» функцию нашей психики, когда мы расстроены («успокаивать ребенка»), из нее же, «защищая» напуганную детскую часть личности, мы будем вступать в конфронтацию с предполагаемым «обидчиком» (да, да, ругаемся и выясняем отношения мы отсюда!). Но она же будет карать и нас в виде упреков самому себе, укоров совести и самоедства.

Какие же бывают страхи? Чего обычно мы боимся?

Описано много разных страхов, но по сути своей, их можно разделить на две большие группы (А. Захаров, Н. Щербатых):

· биологические (страх смерти и явлений, напрямую вызывающих ее или увечья, болезни – природные катаклизмы, нападение животных, война и тп)

· социальные (страх, связанный с потерей социального статуса – страх одиночества, отвержения, неприятностей в работе и личной жизни). Социальные страхи опосредованы, однако по сути своей в их основе также лежат биологические. Например, что такое для ребенка страх отвержения? Кем он может быть отвергнут в своем первичном социуме – семье. Мамой и папой. А что для ребенка глобально означает такое отвержение? Правильно, гибель.

Страхи также делятся на (З. Фрейд):

· Реальные – те самые «красные флажки», которые побуждают мозг включиться и оценить, на самом ли деле опасно то, чего мы боимся, и в случае необходимости предпринять рациональные действия для своей защиты, сделав это в полном соответствии с ситуацией «здесь и сейчас».

· Невротические – а вот эти страхи интересны тем, что захватывают нас полностью, до паники. Эти страхи иррациональны: стороннему наблюдателю порой бывает видно, что масштаб «трагедии» далеко не столь велик, и совсем не адекватен панической реакции человека. Например, человек получает известие, которое считает не самым приятным для себя, однако до конца не знает, что оно может ему принести. При реальном страхе включится Взрослый, который постарается прояснить «масштаб бедствия», ибо до этого паниковать рано. Невротический же страх проявится сразу, интенсивно, с вегетативными проявлениями: дрожью в теле, прерывистым дыханием, потными ладонями и тп.

Связано это с тем, что ситуация, возникшая «здесь и сейчас», напоминает человеку другую, возникшую однажды в его жизни «там и тогда», и оказавшуюся для него очень травматичной. Той, с которой он не справился. И как бы «по резиновой ленте» эта ситуация «оттягивает» его в ту, прошлую. И реакция на ситуацию тоже может быть неадекватной: слишком резкой, панической, либо несоразмерно случаю агрессивной («убегать» или «нападать»). Зачастую это как раз реакция на ту, другую ситуацию, без объективной оценки этой. Взрослый в таком случае не способен на объективную оценку, потому что полностью поглощен боящимся Ребенком и/или защищающим его Родителем.



Что делать со страхом?



Если мы имеем дело с реальным страхом, то такого вопроса скорее всего не возникнет. Взрослая, логическая часть личности отреагирует на сигнал и адекватно оценит ситуацию.

Актуален этот вопрос для страха невротического.

Как отличить реальный страх от невротического? При невротическом страхе у Вас, скорее всего, не будет получаться спокойно и трезво оценить ситуацию. Раз за разом, Вы вновь будете возвращаться к возникшей ситуации и вновь испытывать страх вплоть до паники с вегетативными проявлениями. Эмоция каждый раз будет очень яркой и сильной.

Что же делать в этом случае?

Читая ответы на этот вопрос, часто сталкиваешься с рекомендациями «бороться» со страхом, «подавлять» его. По опыту консультативной деятельности и личной терапии скажу сразу: тактика провальная. Подавлять страх – то же самое, что давить сверху резиновый шарик – выйдет «боком». Причем далеко не лучшим. Страх рождается в детской части личности, поэтому подавление его – это по сути отрицание, обесценивание чувств внутреннего Ребенка.



1. Для начала, осознайте свой страх. Спросите себя: чего конкретно я боюсь? Чем меня пугает предстоящий разговор с мужем/женой/начальником или другая предстоящая ситуация? Что я могу потерять и каким образом? Что в итоге это значит для меня? Позаботьтесь о внутреннем напуганном Ребенке, дайте ему выговориться.

2. Поищите, куда оттягивает Вас «резиновая лента». Спросите себя, а когда со мной первый раз было так, как сейчас? Когда я первый раз был(а) так же сильно напуган(а) и что это была за ситуация? Чем она для меня закончилась? Ответ может прийти не сразу, но дайте себе время и труд вспомнить. Как правило, ответ Вы знаете. Вспомнив ситуацию, Вы, возможно, поймете причину такого резкого страха.

3. Теперь Ваша задача – активировать вашу Взрослую часть. Надо разделить две ситуации. Осознать, что тогда – не сейчас, это две разные ситуации, и то, что с той ситуацией Вы не справились, не означает, что Вы не справитесь сейчас, с этой. Можно сделать это несколькими способами:

через мысли (просто логически осознать, что ситуации разные и работать с фактами, которые имеют место «здесь и сейчас», не учитывая впечатлений от «там и тогда»);

через чувства (осознать, что эта эмоция возникла на прошлую ситуацию);

через поведение (совершить усилие и не действовать, повинуясь первому порыву, а подумать, учитывая факты, что делать сейчас)

Задача непростая, наше подсознание имеет свойство крепко держаться за выученные модели поведения. Поэтому не ругайте себя, если получится не все и не сразу. Лучше похвалите себя за то, что уже встали на этот путь. Но все выполнимо. Поэтому действуйте – и все получится.